АМЕРИКАНСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ. ЧАСТЬ 2. ШВЕДСКИЙ ВЗГЛЯД

Я собственно к чему написал предыдущий пост...
Очень хочется, чтобы люди от которых зависит в каком направлении движется наш хоккей, не уповали чересчур на поговорку, повествующую о том, что "мы сами с усами".
Ну что может быть зазорного в том, чтобы начать перенимать знания у тех, кто ими владеет и делать это открыто, с блокнотом и диктофоном в руках. Убрать с лица снисходительную усмешку, заменив её на выражение искренней заинтересованности.
Сейчас на слуху очень интересная тема - "тотальный хоккей". Помните в восьмидесятых годах прошлого столетия в футболе была сборная Голландии с Кройфом, Ренсенбринком, Неескенсом, Репом, братьями Керкхофами и прочими "звёздами". Вот тоже самое, только на льду.
Любой специалист Вам скажет, что данная модель игры, выиграла все последние кубки Стэнли и Чемпионаты Мира, а так же без единой помарки ответит Вам, что из себя данная модель представляет - агрессивная атакующая игра, с жёстким прессингом, выверенной позиционной игрой, уверенным контролем над шайбой и высочайшей культурой паса.
Однако если все это знают, то возникает резонный вопрос, почему не все так играют? Что мешает? А мешает пресловутый кадровый вопрос, причём не отсутствие кадров как таковых, а неумение ими распорядиться, в большинстве случаев. Ведь что нужно для такой игры? Для такой игры необходимы разнообразие и многомерность тактических построений, что возможно только при высоком интеллекте и отменном техническом оснащении игроков. Способствовать доскональному игровому взаимодействию может только класс, при котором уровень взаимопонимания у партнёров одинаково высок.
Знают ли об этом наши тренеры? Без сомнения знают. Причём и во взрослом и в детско-юношеском хоккее. А как решается эта проблема? Как решается пресловутый кадровый вопрос? Да очень просто решается, правда если деньги есть (в случае со взрослыми), или если есть "имя" (в случае со СДЮШОР).
Нужен игрок, давайте будем покупать. Вот так примерно и решается.
На этом я умолкаю и даю слово лидеру "молодого" крыла шведской тренерской когорты - Роджеру Реннбергу. Кто не знает этого парня, можете "погуглить", но его видение хоккея, его идеи, воистину "святее папских речей".
Один из принципов Реннберга можно было бы проиллюстрировать известной суворовской фразой, но мы куртуазно ввернем цитату из наследия великого фортификатора Вобана. Его идея была проста: тщательная инженерная подготовка снижает потери при штурме крепости. Точно так же работает Реннберг – проблемы нужно решать на тренировках, а не в играх.
Арттури Лехконен, нападающий «Фрелунды» в 2014-2016 годах: «У «Фрелунды» есть идея – тренировки должны быть тяжелыми, тренировки должны быть труднее игр. Я думаю, что это, во многом, причина успеха».
Райан Лаш, нападающий «Фрелунды» в 2014-2016 годах: «Наверное, у нас самые тяжелые тренировки в Швеции. Мы настоящие звери и на льду, и в тренажерке. Это своего рода шоу – как мы раздеваем соперника по ходу игры и разрываем его в третьем периоде».
Превосходство в силе, скорости и выносливости, в сочетании с многомерностью «индейской» угрозы. В третьем периоде защитники соперника становятся дурачками, не знающими, куда бежать:
В то время как в России все популярнее североамериканская ересь «прогресс через игровую практику», в Швеции торжествуют идеи, которым стоя аплодировал бы весь экспертный совет ФХР – когда б знал, что торжествуют.
Выносливость и сила – это хорошо, но мало. Не то, с чем можно претендовать на лавры Лобановского. Идеология Реннберга этим не ограничивается, она с этого только начинается.
В системе, где химия важнее тактики, многое решают сами игроки. Буквально и фигурально. Для того, чтобы решать, нужно уметь. Тренировки Реннберга направлены на то, чтобы игроки, пришедшие в команду, научились уметь больше.
Роджер Реннберг: "Мы словно расследуем убийство: ищем все недоработки и факторы, ограничивающие потенциал игрока. После этого мы составляем программу индивидуальных тренировок, чтобы игрок мог полностью реализовать себя. Это наша идея: индивидуальная работа в командном спорте, и это очень сложно. В хоккее слишком сильна традиция: считается, что все должны делать одно и то же».
Расследуя совершенные Реннбергом убийства, мы наткнулись на важную улику – презентацию к докладу, который он делал совместно с психологом Джоном Янссоном во время последнего чемпионата мира (в Москве, да). В презентации, помимо прочего (и весьма интересного), есть распорядок рабочего дня «индейца»:
08.30 – завтрак
09.15 – тренировка «на земле»/«в зале»
10.30 – тренировка на льду (скорость, навыки)
11.00 – разбор видео
11.10 – командная тренировка на льду
12.00 – обед
14.00 – индивидуальная тренировка
Несложно заметить, что большая часть времени расходуется на развитие игроков, командная тренировка занимает всего 50 минут, теория (видео) – 10. И вот пример Арттури Лехконена – юный (1995 г.р.) финн приехал в Гетеборг осенью 2014-го и за два сезона прошел путь от талантливого юниора (16 (8+8) очков в 47 играх регулярного чемпионата 14/15) до лучшего бомбардира чемпионского плей-офф (19 (11+8) очков в 16 играх SHL-slutspel 15/16).
Роджер Реннберг:
«Когда он приехал к нам, мы увидели очень талантливого игрока, который не был достаточно силен физически. Теперь – достаточно. Он выходит на уровень, на котором может играть против все более и более крупных игроков. Он стал очень хорош».
Как видим, идея Реннберга проста и гениальна. Собрать хороших игроков под свои знамёна, этого слишком мало. Нужно создать из них игроков системы, чтобы игрок, влившись в систему, сразу стал бы её целостным звеном, винтиком, тщательно пригнанным, обточенным и подогнанным для бесперебойной работы всего организма. Такой подход лишний раз доказывает насколько важен симбиоз командной и индивидуальной работы, и, на мой взгляд, неопровержимо убеждает, какой должна быть квалификация современного специалиста в хоккее.